Понятие риск-ориентированного подхода в сфере государственного контроля и надзора обрело свое начало еще в 2015 году, когда внесены поправки к Федеральному закону от 26.12.2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Федеральным законом от 13.07.2015 г. №246-ФЗ.
Однако реальное внедрение этого подхода началось лишь в 2016 году. Его основная идея заключается в том, что контрольно-надзорная деятельность должна соответствовать уровню риска. Иными словами, чем выше вероятность нарушения законодательства и серьезность потенциальных последствий, тем более интенсивные меры контроля.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806 были утверждены следующие документы:
· Правила классификации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уровню риска или степени опасности.
· Процедура применения риск-ориентированного подхода.
· Категории риска и степени опасности.
· Список видов федерального государственного контроля (надзора), к которым применяется риск-ориентированный подход.
· Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при проведении которых риск-ориентированный подход обязателен.
Важно отметить, что к данному подходу контролирующие органы собираются вернуться с 1 января 2025 года.