Предлагаемые приёмы — это не готовая методика или призыв к тому, чтобы переделать вашу систему проведения инструктажей. В каждой организации складывается своя система и стиль проведения инструктажей. Приёмы помогут усовершенствовать, поэкспериментировать, добавить что-то новое в этот знакомый всем процесс.
Предлагаемые приёмы — это не готовая методика или призыв к тому, чтобы переделать вашу систему проведения инструктажей. В каждой организации складывается своя система и стиль проведения инструктажей. Приёмы помогут усовершенствовать, поэкспериментировать, добавить что-то новое в этот знакомый всем процесс.
Итак, приёмы — как можно добиться большего эффекта от инструктажа:
1. Скажи что будет — проведи инструктаж — подведи итоги
Человеку комфортно, если он знает что будет и как будет, сколько времени, что он будет делать. Нужно об этом сказать. Он лучше настроится на процесс.
После объяснения структуры, как правило человеку понятно как он проведёт ближайшее время.
Общая структура: рассказать что будет-провести инструктаж-подведение итогов (самое важное).
2. «Растопить лёд»
Хорошей практикой перед любым обучением будет короткий разговор-знакомство, если это позволяют условия. Это позволяет снять напряжение, скованность с сотрудника или подрядчика. Простые доброжелательные вопросы «Как настроение?», «Какие новости?», «Откуда приехали?» создают более доверительную обстановку. А вам позволят оценить — в каком состоянии сотрудник, подрядчик или группа сотрудников и как у них вообще с русским языком :)
Здесь нужно напомнить, что не всегда нужно «Растопить лёд». Если это необходимо — можно создавать атмосферу «Мы здесь не шутим!». Тогда никаких разговоров — только команды и отстранённость. Иногда и так нужно.
3. Задаём вопросы в течение инструктажа
В процессе инструктажа также задаём вопросы. Если человек только слушает, то он переключается в режим слушателя и его внимание может рассеяться.
4. Не забываем поддерживать контакт глазами
Один из важных элементов взаимодействия с обучаемым — контакт глазами. Попробуйте следующий раз не просто читать с листа, а периодически смотреть на инструктируемого.
5. Просим поделиться опытом
Особенностью любого обучения взрослых является то, что обучающийся (в нашем случае тот, кого инструктируем) является партнёром в обучении. В отличие от обучения детей, где есть один главный учитель, который передает знания.
Партнёрство при обучении взрослых — один из основных принципов обучения взрослых.
6. Самостоятельная подготовка
Даём человеку задание для самостоятельного освоения.
К примеру, дать задание — выявить главные риски на своём рабочем месте и рассказать.
Это работает, так как во-первых, самостоятельность тоже относится к основным принципам обучения взрослых.
А во-вторых, то, на что человек затратил своё сосредоточенное внимание запоминается лучше.
Метод самостоятельно нахождения решений эффективно работает, что я не раз проверял на тренингах.
7. Вносим игровые элементы
Наша сфера, традиционно серьёзная. У многих может вызвать недовольство такой пункт. Но игровые методы обучения взрослых доказали свою эффективность на практике и применяются в обучении взрослых с 30-х годов прошлого века.
Включение игровых элементов в обучение по охране труда и конкретно в инструктажи — большое поле для творчества и экспериментов. Главное здесь — правильно оценить адекватность и уместность.
Могу поделиться примером игрового элемента на инструктаже бригадиров на стройке. Я показывал слайды с фотографиями со стройки и просил указать — какие нарушения охраны труда они видят на слайдах.
8. Создайте подходящие условия
Идеально, если есть отдельный кабинет охраны труда, где проходят инструктажи. Плакаты на стенах, проектор, стулья и столы для тех, кто проходит инструктаж, вешалка для одежды, канцелярские принадлежности и т.д.
Отдельное место позволяет сосредоточиться на главном. Общий антураж учебного кабинета автоматически настраивает человека на обучение.
Не забывайте про свежий воздух и про то, что он сильно влияет на когнитивные способности обучаемого.
Проветривайте перед инструктажем.
9. Используйте разные каналы передачи информации
У человека три основных канала получения информации:
Зрение, слух, осязание.
Используйте все три канала и вы задействуете все чувства восприятия.
По основному каналу восприятию людей разделяют на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Кому-то важнее посмотреть на фото, кому-то послушать, а кому-то пощупать. Если мы передаём информацию по всем каналам, то точно попадём.
Например, мы озвучиваем основные тезисы, потом показываем картинки, фото и видео, даём людям в руки подержать что-то связанное с этими тезисами (в нашем случае — образцы СИЗ, инструменты).
10. Эмоциональные истории, фото и видео происшествий
Эмоции влияют на запоминание. В случае с безопасностью, сильно влияет собственный опыт. Например, опытные прорабы на стройке с особым вниманием к безопасности следят за видами работ, на которых у них в прошлом были неприятные НС с последствиями.
Источник: yandex