Госдума приняла закон о введении электронных трудовых книжек.Их начнут "выдавать" россиянам уже в следующем году.
Почему вводятся электронные трудовые книжки
Переход к цифровой документации осуществляется согласно национальному проекту «Цифровая экономика», реализацию которого начали после Указа Президента от 09.05.2017 N 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
Депутат ГД Леонид Огуль заверил, что в России уже есть вся необходимая инфраструктура для обработки, передачи и защиты цифровых данных о деятельности застрахованных лиц.
Более того, парламентарий считает, что новый формат заменит обычные трудовые книжки, поскольку:
- бумажный документ неудобен и нанимателю, и сотруднику;
- неправильно внесённые сведения гораздо проще заменить в онлайн-режиме;
- при потере обычной трудовой придётся долго ждать замены документа;
- сведения из бумажного документа легче подделать.
По словам депутата, цифровой формат «надёжнее, проще и дешевле во всём». Перечень сведений в документе не изменится.
Спикер ГД Вячеслав Володин отметил, что бизнес-сообщество давно ждало принятия такого Закона, поскольку предприниматели и компании давно ждали возможности освободиться трудоёмкого процесса ведения книжек застрахованных лиц и передачи отчётности в Фонд. Особенно полезны нововведения будут для крупного бизнеса.
Сами трудящиеся более смогут не беспокоиться об утрате или порче документа с последующим длительным восстановлением.
Председатель Госдумы привёл статистику, согласно которой нововведения коснутся 60 млн. работников и 8.4 млн. хозяйствующих субъектов, в т.ч. предпринимателей, не открывших юрлицо.
Госдума уже приняла соответствующий закон в 3-м чтении, он вступит в силу уже с 2020 года.
Будут ли полезны электронные трудовые книжки
Введение цифровых документов привнесёт некоторые преимущества.
Наниматели смогут:
- собирать сведения о стаже и прочей информации о трудовой деятельности;
- подготавливать отчёты в электронной форме;
- пересылать данные через онлайн-систему ПФР.
В процессе составления отчётности наниматели смогут пользоваться теми же средствами программного обеспечения. Достаточно просто выслать цифровой документ в портал Фонда, который будет отвечать за хранение информации.
В электронную форму можно вписывать данные о:
- стаже и осуществляемой работы;
- занимаемых должностях;
- увольнении и аннулировании договора с сотрудником.
Застрахованным лицам разрешат запрашивать у нанимателя данные из трудовой книжки в любом удобном виде.
Запросить цифровую версию можно через Госуслуги. Бумажный бланк будут выдавать в МФЦ. В кабинете на сайте ПФР можно заказать выписку в любом удобном виде.
Соискатели, ищущие подходящую вакансию, теперь смогут передавать нанимателю электронный документ. Граждане смогут дистанционно оформить пенсию или иные льготы, не проходя этап дополнительного подтверждения документов.
Насколько безопасны электронные трудовые книжки
Поскольку цифровые документы по юридической силе приравниваются к бумажным, парламентарии дополнили закон пунктами о защите и достоверности информации.
Если сотрудник обнаружит, что в онлайн-базе сведения о его трудовой деятельности неверны, он вправе подать работодателю заявление, запросив исправление ошибок или внесение дополнений. Наниматель обязан исполнить прошение, подготовить достоверную информацию и перенаправить её в ПФР.
Определили и порядок уведомления персонала. Хозяйствующие субъекты должны до наступления июня 2020 года оповестить сотрудников о введении цифровых трудовых книжек, уведомив каждого о возможности подать письменное заявление, выбрав удобный для себя вид документа.
Если трудящийся откажется от обычной книжки, ему вернут её на руки, а нанимателя освободят от обязанности её ведения. Если сотрудник не даст ответ до июня, работодатель по умолчанию продолжит заполнять бумажную версию.
Источник: ohranatruda