В попытке усовершенствовать обязанности СОТа и научить его правильно бороться за всеобщую безопасность труда, разработчики подготовили новый проект профессионального стандарта по охране труда, внеся различные изменения практически во все разделы ныне действующего.
В попытке усовершенствовать обязанности СОТа и научить его правильно бороться за всеобщую безопасность труда, разработчики подготовили новый проект профессионального стандарта по охране труда, внеся различные изменения практически во все разделы ныне действующего.
Не дожидаясь всеобщего обсуждения на официальном сайте законопроектов, задумаемся: чего же нового можно ждать от данного документа? Какими свежими обязанностями и полномочиями хотят наградить рядового российского СОТа? А главное, как это отразится на его работе и безопасности нашего труда в целом?
Довольно существенное изменение ожидается в должностной дифференциации специалистов по ОТ. В новой редакции предлагается учитывать квалификацию сотрудников (что вполне логично), разделив их на:
1) младшего специалиста по ОТ, для которого не предъявляются требования к опыту работы;
2) специалиста по ОТ. При высшем образовании опыт работы не требуется, а вот при среднем профобразовании стаж в области ОТ должен составлять не менее 3-х лет;
3) главного (ведущего) специалиста по ОТ. При высшем образовании – стаж работы в области ОТ не менее 3-х лет, при среднем профобразовании – не менее 4-х лет
Обобщенная трудовая функция данных специалистов: обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации.
Кроме «рабочих лошадок», скачущих по тернистым промплощадкам крупных и мелких организаций/компаний/ИП, предусмотрены и более солидные, давно знакомые всем должности:
1) руководителя службы ОТ;
2) начальника отдела по ОТ;
3) начальника управления по ОТ.
Тут уже новый профстандарт гласит о необходимости высшего профильного образования данных руководителей, а если не профильного, то с обязательной профессиональной переподготовкой в области ОТ и опытом работы в сфере охраны труда от 5 лет.
Обобщенная трудовая функция данных должностей – руководить, а именно: планировать, разрабатывать и совершенствовать систему управления охраной труда и оценки профрисков.
На этом привычная для российских СОТов профессиональная квалификация в сфере ОТ заканчивается. И если с первыми 3-мя специалистами и их руководителями всё понятно, то следующие должности, предложенные разработчиками в обновленном профстандарте, так же как и их трудовые функции начинают вызвать различные вопросы.
Попробуем (по возможности) разобраться и почувствовать глубину идеи:
1) эксперт по условиям и охране труда;
2) консультант по условиям и охране труда и управлению профрисками;
3) инструктор по условиям и охране труда.
Данным должностям предписывается высшее образование, при необходимости профессиональная переподготовка в области ОТ, а так же дополнительное образование по программе повышения квалификации по оценке профессиональных рисков и не менее 5-ти лет соответствующего стажа в ОТ. Кроме этого, настоятельно рекомендуется аттестоваться в области промбезопасности, электробезопасности, пожарно-техническому минимуму, работе на высоте и даже по оказанию первой помощи.
Обобщенные трудовые функции звучат следующим образом: экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда.
Судя по требованиям к подготовке вышеперечисленных экспертов-инструкторов, их обязанности выходят за рамки охраны труда и предполагают расширение сферы деятельности. Впрочем, СОТам и раньше было не привыкать совмещать охрану труда с промышленной безопасностью, ГО и ЧС, с пожарной и даже экологической безопасностью.
Последний уровень руководителей из нового профстандарта подразумевает «стратегическое управление профессиональными рисками в организации». Звучит многообещающе, но ограничивается рамками профрисков. На выбор предлагается два варианта должностей:
1) заместитель руководителя организации по управлению профрисками;
2) руководитель направления (подразделения) по управлению проферисками в организации.
Требования к образованию такие же, как у предыдущей группы, а вот к опыту работы, кроме 5-ти лет стажа в ОТ, добавляется не менее 2-х лет руководства какими то проектами, подразделением в области ОТ, внутреннего контроля или аудита.
Остается лишь догадываться - данные специалисты будут существовать в отдельной структуре, или должны являться приложением к привычной службе по ОТ? Если располагаться, - то где? А если руководить, - то кем?
Создается впечатление, что авторы проекта перерождающегося профстандарта пытаются навалить на 3-х рядовых СОТов (младшего, ведущего и обычного) дополнительных руководителей и новых специалистов – теоретиков, функции которых выглядят весьма туманно.
Хотя, по мнению чиновников, ничего принципиально нового в проекте профстандарта нет.
Более подробно можно ознакомиться с документом в приложении ниже и высказать свое мнение не только в комментариях, но и на официальном сайте законопроектов, пока он будет доступен для общественного обсуждения.
Источник: ohranatruda